вторник, 12 января 2010 г.

Объектно-ориентированный анализ и проектирование. Часть 1. Сложность

OOA and OOP

В жизни многих разработчиков бывают моменты, кардинально изменившие их профессиональные взгляды, для одних – это изменение места работы, для других – курс в университете, для третьих – книги.

Мне повезло, т.к. эта замечательная книга Гради Буча попала мне в руки на заре моей профессиональной деятельности, когда у меня практически не было собственного мнения относительно того, что же такое процесс разработки, какие его основные сложности или какие плюсы и минусы разных методов проектирования. Поэтому, хорошо это или плохо, но мне не пришлось перестраивать свое мышление, чтобы проникнуться основными идеями этой книги.

Я остановился именно на втором издании книги, а не на третьем, т.к. с моей точки зрения основную ценность представляет первая часть, которая осталась практически без изменений, а также потому что третье издание на русский язык лучше бы вообще не переводили (см. мои замечания по поводу перевода на rsdn.ru). Мое развернутое мнение – как обычно на блоге и на rsdn.ru.

В этом сообщении речь пойдет об одном из самых интересных аспектах разработки ПО – о сложности.

Врач, строитель и программистка спорили о том, чья профессия древнее. Врач заметил: "В Библии сказано, что Бог сотворил Еву из ребра Адама. Такая операция может быть проведена только хирургом, поэтому я по праву могу утверждать, что моя профессия самая древняя в мире". Тут вмешался строитель и сказал: "Но еще раньше в Книге Бытия сказано, что Бог сотворил из хаоса небо и землю. Это было первое и, несомненно, наиболее выдающееся строительство. Поэтому, дорогой доктор, вы не правы. Моя профессия самая древняя в мире". Программистка при этих словах откинулась в кресле и с улыбкой произнесла: "А кто же по-вашему сотворил хаос?"
Глава 1. Сложность


Звезда в преддверии коллапса; ребенок, который учится читать; клетки крови, атакующие вирус, - это только некоторые из потрясающе сложных объектов физического мира. Компьютерные программы тоже бывают сложными, однако их сложность совершенно другого рода. Брукс пишет: "Эйнштейн утверждал, что должны существовать простые объяснения природных процессов, так как Бог не действует из каприза или по произволу. У программиста нет такого утешения: сложность, с которой он должен справиться, лежит в самой природе системы".
Глава 1.1. Простые и сложные программные системы

Сложность промышленных программ превышает возможности человеческого интеллекта. Увы, но сложность, о которой мы говорим, по-видимому, присуща всем большим программных системам. Говоря "присуща", мы имеем в виду, что эта сложность здесь неизбежна: с ней можно справиться, но избавиться от нее нельзя.
Глава 1.1. Простые и сложные программные системы

"Чем сложнее система, тем легче ее полностью развалить". Строитель едва ли согласится расширить фундамент уже построенного 100-этажного здания. Это не просто дорого: делать такие вещи значит напрашиваться на неприятности. Но что удивительно, пользователи программных систем, не задумываясь, ставят подобные задачи перед разработчиками. Это, утверждают они, всего лишь технический вопрос для программистов.
Глава 1.1. Последствия неограниченной сложности

Эксперименты психологов, например Миллера, показывают, что максимальное количество структурных единиц информации, за которыми человеческий мозг может одновременно следить, приблизительно равно семи плюс-минус два. Вероятно, это связано с объемом краткосрочной памяти у человека. Саймон также отмечает, что дополнительным ограничивающим фактором является скорость обработки мозгом поступающей информации: на восприятие каждой новой единицы информации ему требуется около 5 секунд.
Глава 1.2. Организованная и неорганизованная сложность

Люди развили чрезвычайно эффективную технологию преодоления сложности. Мы абстрагируемся от нее. Будучи не в состоянии полностью воссоздать сложный объект, мы просто игнорируем не слишком важные детали и, таким образом, имеем дело с обобщенной, идеализированной моделью объекта.
Глава 1.3. Роль абстракции

Комментариев нет:

Отправить комментарий